МВА становится уже не столько дорогой к высоким доходам, сколько фактором быстрой адаптации и успеха.
ООО «Фольксваген Груп Рус», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», ИП Веселов Андрей Анатольевич
Фото: Getty Images Russia
Главный вопрос при принятии решения ополучении МВА— насколько диплом поможет найти новую интересную работу, азначит, окупить вложенные вбизнес-образование время иденьги? Донедавнего времени МВА позиционировался как путь квысоким зарплатам. Вдокризисные времена возложенные ожидания действительно восновном оправдывались. Пооценкам журнала The Economist, выпускники MBA через несколько лет после получения диплома могли рассчитывать наповышение дохода более чем на70%.
Однако кризис переформатировал ситуацию ив экономике, ив бизнес-образовании. Изменилась окружающая реальность, которая стала гораздо требовательнее кгибкости, мобильности итворческому подходу при решении задач. Соответственно, изменился ирынок труда, что немогло невызвать некоторого разочарования втрадиционных программахМВА, ориентированных впервую очередь наработу вбольших корпорациях.
Многие выпускники МВА теперь напервых порах бывают обескуражены прохладным отношением ксебе состороны рекрутеров икадровых агентств. Негласно предполагается, что наличие степени априори завышает зарплатные ожидания кандидата, при том что имеющиеся вакансии нетребуют настолько высокого уровня компетенции.
Однако всилу исторически сложившихся особенностей российской высшей школы программы МВА вРоссии вотличие отзападных нетолько структурируют практический опыт, ноеще икорректируют довольно слабое вмассе своей управленческое иэкономическое образование, которое предлагает большинство вузов. Российский МВА смог заполнить определенную мировоззренческую иобразовательную лакуну, внося заметный вклад вподготовку кандидата наответственную позицию.
Косвенная польза
Российский работодатель сегодня оценивает выпускника МВА комплексно— важен нестолько сам факт наличия степени (и нестолько рейтинг выдавшего его учебного заведения), сколько полученная экспертиза, еепрактическая применимость иценность для бизнеса.
«Мы несвязываем напрямую наличие МВА идохода сотрудника, ведь часто усотрудников бывает качественное высшее образование, международные сертификации, большой опыт работы, исключительные таланты, которые позволяют ему добиваться высоких результатов деятельности безМВА,— поясняет Татьяна Гладюк, директор поперсоналу Inventive Retail Group.— Хотя сотрудники нашей компании, получившие такое образование, действительно повысили уровень своего дохода. Однако ихдоход вырос непосле демонстрации вотделе кадров своего диплома, ав результате влияния наобщий успех компании. Новое образование позволило импо-новому посмотреть наорганизацию своей работы ипобудило перестроить процессы всвоих зонах ответственности».
Помнению Полины Хабаровой, заместителя генерального директора компании «Крок» поработе сперсоналом, диплом МВА может быть удачной отправной точкой для повышения собственной экспертизы иэффективности, ноне будет влиять напрямую науровень дохода сотрудника: «На доход сотрудников впервую очередь влияет ихвклад вбизнес компании ив тепроекты, вкоторых они участвуют».
Надоход сотрудника наличие диплома MBA влияет косвенно, согласна Татьяна Золотарева, вице-президент поперсоналу IT-компании «Техносерв»: «Например, при назначении надолжность, когда унас есть несколько одинаково сильных кандидатов, наличие дополнительного бизнес-образования может склонить чашу весов всторону данного кандидата. Наша политика такова, что наматериальный доход влияют только профессиональные компетенции, атакже деловые успехи/результаты конкретного сотрудника или руководителя. Вмоей практике встречались сотрудники сбольшим количеством серьезных дипломов, которые были несостоятельны как профессионалы. Таких сотрудников мыобычно отсеиваем наэтапе отбора персонала».
Изпрактики кадрового холдинга «Анкор», современные работодатели «списку регалий» предпочитают наличие профильного опыта работы усоискателя. «Выбирая между соискателем сдипломом МВА ивнушительным списком различных программ икурсов икандидатом, имеющим значительный релевантный опыт работы, подавляющее большинство компаний предпочтет второго,— считает Наталья Щербакова, директор попродажам «Анкор».— Если вдокризисный период широко была распространена практика корпоративного обучения вбизнес-школах (когда компании частично или полностью оплачивали обучение своих сотрудников), тона протяжении последних лет мынаблюдаем, как вусловиях кризиса расходы наобучение попадают под нож впервых рядах».
HR сходятся вомнении, что внастоящий момент вРоссии диплом обизнес-образовании негарантирует карьерный рост, однако может стать дополнительным преимуществом. Пооценкам «Анкор», бизнес-образование по-прежнему ценится вфинансовой сфере— вбанках иинвестиционных компаниях. Соответственно, самый высокий потенциал, помнению Натальи Щербаковой, упрограмм понаправлениям «финансы» и«банковский менеджмент».
Новые реалии
Параллельно прямо сейчас нарынке труда происходят перемены, связанные сглобальным изменением технологического уклада. Отдельные профессии ицелые отрасли переживают серьезную трансформацию. Поданным Международной организации труда, около 70% профессий сохраняют свои названия, кардинально изменяясь внутри. Ажизнь вновой экономике формирует необходимость постоянно учиться новому, проходить переподготовку, развиваться. Всвою очередь, расширяется ивидоизменяется инструментарий бизнес-обучения: директорские курсы, углубленные курсы для топ-менеджеров, прикладные курсы поотраслям, «быстрые» программы, mini-MBA идаже недавно появившиеся anti-MBA. Новое цифровое поколение предъявляет свои требования ик способу доставки знания. Бизнес-школы начинают активно использовать онлайн-программы ионлайн-курсы помодели massive open online course (MOOC).
Инициатором саморазвития может быть только сам работник, хотя значительную помощь вэтом ему может оказать иработодатель. Многие компании идут попути поощрения истимулирования обучения сотрудников— как вмире, так ив России. Вчастности, вMicrosoft постоянное саморазвитие инепрерывное обучение— важный элемент корпоративной культуры. «Компания поощряет стремление своих сотрудников кобучению, так как это расширяет профессиональный кругозор икомпетенции, способствует более глубокому пониманию бизнеса, закладывает фундамент для развития икарьеры,— рассказывает Ксения Плетнер, руководитель направления подготовки персонала компании Microsoft вРоссии.
Профессиональный икарьерный рост сотрудников является также иодним изприоритетов ABBYY. Есть корпоративный университет ABBYY Academy, где читаются курсы поразличным бизнес-тематикам (менеджмент, маркетинг ит.д.). «Большая часть курсов, семинаров имастер-классов, проводимых здесь, обоснована потребностями бизнеса, ночасть изних рассчитана ина повышение лояльности сотрудников, которые стремятся ксамообразованию.
НаМировом экономическом форуме вДавосе— 2016 эксперты порынку труда перечисляли человеческие качества, которые будут наиболее востребованы к2020 году: умение видеть ирешать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы слюдьми иэмоциональный интеллект. Значительная часть этих качеств относится ккатегории soft skills, которые напрямую связаны сумением выстраивать отношения слюдьми— стем, что называют нетворкингом, который остается сильной стороной обучения вМВА.